В тепловых сетях применяется запорно-регулирующая арматура общего назначения: клиновые и дисковые задвижки с выдвижными и не выдвижными шпинделями. Она занимает много места и с трудом размещается в подземных камерах. Смена уплотнений в сальниках задвижек и присоединительных фланцах вследствие этого чрезвычайно затруднена.

По существу, для подземных теплофикационных трубопроводов необходима специальная арматура, которая должна удовлетворять двум главнейшим требованиям: малый габарит и полное отсутствие утечек теплоносителя.

В тепловых сетях в настоящее время используется главным образом стальная арматура. Применение задвижек и вентилей с чугунным корпусом из серого чугуна допускается только в трубопроводах водяных теплосетей dy<200 мм при рабочем давлении не выше 9 кГ/см2 и температуре не выше 250°С. Установка арматуры из ковкого чугуна допускается на трубопроводах водяных теплосетей и конденсатопроводах dy<:250 мм при рабочем давлении не выше 9 кГ/см2 и температуре не выше 300°С; на паропроводах при указанных выше параметрах для труб dy< 200 мм.

Недопустима установка чугунной арматуры (даже если это возможно по расчетным параметрам: величине давления, температуре теплоносителя и диаметру труб) на участках теплопроводов с самокомпенсацией температурных удлинений, где могут действовать изгибающие напряжения.

Применение запорно-регулирующей арматуры в тепловых сетях регламентировано СНиП 1-Г.7-62.

Несмотря на большое количество типов вентилей и задвижек, изготавливаемых заводами арматуростроительной промышленности, большинство из них не удовлетворяют требованиям, указанным выше для подземных тепловых сетей.

В последние годы для технологических трубопроводов химической промышленности освоено производство нового вида арматуры — так называемых диафрагмовых вентилей, не имеющих сальников и длинных шпинделей. По принципу устройства эти вентили (они изготовляются пока только для труб dy<100 мм) являются лучшим прототипом для арматуры тепловых сетей.

Другой прогрессивной конструкцией являются бесфланцевые вентили и задвижки, в которых корпус выполняется с выступами, имеющими фаски для сварки с трубами.

Применение подобной арматуры е тепловых сетях может существенно повысить надежность их эксплуатации и значительно облегчить работу обслуживающего персонала.