Надежная работа подземных теплопроводов в значительной мере определяется их коррозионной стойкостью. В тепловых сетях наблюдаются два вида коррозии: внутренняя и наружная.

Основная причина появления внутренней коррозии — присутствие в сетевой воде растворенного кислорода. В водяные тепловые сети кислород попадает в основном с подпиточной водой. Скорость коррозии зависит от концентрации кислорода и скорости диффузии его к поверхности металла. Чем больше растворенного кислорода и выше температура теплоносителя, тем интенсивнее протекает коррозия. Коррозионные отложения часто в виде шлама забивают арматуру. Для предупреждения внутренней коррозии необходимо поддерживать в трубопроводах избыточное давление не менее 0,05 Мпа и производить подпитку только деаэрированной водой.

Если опасность внутренней коррозии практически устраняется при подпитке тепловых сетей деаэрированной водой, то наружная коррозия стальных труб до сих пор продолжает оставаться основным фактором, сокращающим долговечность тепловых сетей. Наружная коррозия тепловых сетей в зависимости от способа про­кладки и условий эксплуатации может быть вызвана электрохимическим взаимодействием металла труб с увлажненной тепловой изоляцией и блуждающими токами, стекающими с поверхности труб в грунт через увлажненную тепловую изоляцию.

Для защиты труб тепловых сетей от наружной коррозии в зависимости от способа прокладки и температуры теплоносителя применяют пассивную защиту с помощью изолирующих антикоррозионных покрытий, защищающих стальные трубы от внешнего воздействия. Покрытия выбирают в соответствии с СниП 41-02-2003 «Тепловые сети» (таблица).

Виды покрытий для защиты наружной поверхности труб топливных сетей от коррозии

Примечания: 1. Если заводы-изготовители выпускают покрытия с лучшими технико-экономическим показателями, удовлетворяющими требованиям работы в тепловых сетях, то должны применяться эти покрытия взамен указанных в данной таблице.

2. При применении теплоизоляционных материалов или конструкций, исключающих возможность коррозии поверхности труб, защитное покры­тие от коррозии предусматривать не требуется.

Для защиты труб применяют также активную (электрическую) защиту. Проектирование этой защиты трубопроводов тепловых сетей от коррозии должно выполняться специализированной организацией, оснащенной специальной изыскательской аппаратурой. Для зашиты трубопроводов тепловых сетей от коррозии блуждающими токами при подземной прокладке следует предусматривать мероприятия с учетом требований Инструкции по защите тепловых сетей от электрохимической коррозии:

удаление трассы тепловых сетей от рельсовых путей электрифицированного транспорта и уменьшение числа пересечений с ним;

увеличение переходного сопротивления сетей путем применения электроизолирующих неподвижных и подвижных опор труб;

увеличение продольной электропроводности трубопроводов путем установки электроперемычек на сальниковых компенсаторах и на фланцевой арматуре;

уравнивание потенциалов между параллельными трубопроводами путем установки поперечных электроперемычек между смежными трубопроводами при применении электрохимической защиты;

установку электроизолирующих фланцев на трубопроводах на вводе тепловой сети (или в ближайшей камере) к объектам, которые могут являться источниками блуждающих токов (трамвайное депо, тяговые подстанции, ремонтные базы и т.п.);

электрохимическую защиту.

Для обеспечения эффективного действия средств электрохимической защиты на фланцевых соединениях трубопроводов должны быть предусмотрены продольные электроперемычки кабелем или шинами с поперечным сечением не менее 50 мм2 по меди. Для уравнивания потенциалов между параллельными нитками трубопроводов в случаях применения электрохимической защиты следует предусматривать поперечные электроперемычки с интервалами между ними не более 200—300 мм.

Контрольно-измерительные пункты (КИП) для измерения потенциалов трубопроводов с поверхности земли следует устанавливать с интервалом не более 200 м:

в камерах или местах установки неподвижных опор вне камер;

в местах пересечения тепловых сетей с рельсовыми путями электрофицированного транспорта; при более двух путей КИП устанавливаются по обе стороны пересечения с устройством при необходимости специальных камер;

в местах пересечения или при параллельной прокладке со стальными подземными инженерными сетями и сооружениями;

в местах сближения трассы тепловых сетей с пунктами присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных дорог.