Надземная прокладка теплопроводов широко применяется в тепловых сетях промышленных предприятий. Теплопроводы часто прокладываются на эстакадах и мачтах совместно с производственными паропроводами и технологическими трубопроводами.

Значительные преимущества приобретает надземный способ прокладки по сравнению с подземным при строительстве тепловых сетей на территориях с высоким уровнем стояния грунтовых вод, а также в районах вечной мерзлоты.

Конструкция тепловой изоляции и собственно трубопровод при воздушной прокладке не подвергаются разрушающему действию грунтовой влаги, поэтому существенно повышается его долговечность и снижаются тепловые потери.

При благоприятных грунтовых условиях по стоимости капитальных затрат и расходу строительных материалов воздушные прокладки несколько экономичнее подземных прокладок в непроходных каналах; при неблагоприятных гидрогеологических условиях надземная прокладка экономичнее на 30—40%.

В городских условиях воздушный способ прокладки не получил распространения из-за архитектурных требований, предъявляемых к оформлению городских проездов и зданий. Однако, располагая трассу теплопроводов по дворам и используя стены зданий для крепления кронштейнов под опоры, можно избежать установки мачт и колонн в пределах уличных проездов и свести к минимуму нарушение архитектурного оформления отдельных зданий и внешнего вида улиц.

При строительстве тепломагистралей от теплоэлектроцентралей, находящихся на периферии города, надземная прокладка теплопроводов осуществляется довольно часто, особенно на территориях, не предназначенных к застройке жилыми зданиями.

В настоящее время находят применение следующие основные типы надземных прокладок:

1) на отдельно стоящих мачтах (колоннах)

2) на эстакадах со сплошным пролетным строением в виде ферм или балок;

3) на тягах, прикрепленных к верхушкам мачт (вантовая конструкция);

4) на кронштейнах.

Прокладка теплопроводов на отдельно стоящих мачтах

Прокладка теплопроводов на эстакаде с пролетным строением (по металлическим фермам)

1 — железобетонные рамы;

2 — стальные фермы

Прокладка труб с подвеской на тягах (вантовая конструкция)

Прокладка теплопроводов на кронштейнах

Прокладки первого типа наиболее рациональны для трубопроводов диаметром 500 мм и более. Трубопроводы большого диаметра при этом могут быть использованы в качестве несущих конструкций для укладки или подвески к ним нескольких трубопроводов малого диаметра, требующих более частой установки опор.

Прокладки по эстакаде со сплошным настилом для прохода целесообразно применять только при большом количестве труб (не менее 5—6 шт.), а также при необходимости регулярного надзора за ними. По стоимости конструкция проходной эстакады наиболее дорогая и требует наибольшего расхода металла, так как фермы или балочный настил обычно изготовляются из прокатной стали.

Прокладка третьего типа с подвесной (вантовой) конструкцией пролетного строения является наиболее экономичной, так как позволяет значительно увеличить расстояния между мачтами и тем самым уменьшить расход строительных материалов, поэтому ей следует отдать предпочтение по сравнению с двумя предыдущими. Наиболее простые конструктивные формы подвесная прокладка получает при трубопроводах равного или близкого между собой диаметра.

При совместной укладке трубопроводов большого и малого диаметра применяется несколько видоизмененная вантовая конструкция с прогонами из швеллеров, подвешенных на тягах. Прогоны позволяют устанавливать опоры трубопроводов между мачтами. В отдельных случаях надземная прокладка теплопроводов может быть выполнена на низких опорах — высотой 1—1,5 м от поверхности земли. Этот тип прокладки осуществим только на непроезжих территориях.