Проектирование конструкций тепловых сетей является составной частью проектирования схем теплоснабжения городов в целом и отдельных его районов, схем теплоснабжения от ТЭЦ, тепломагистралей и разводящих тепловых сетей.

При разработке схем теплоснабжения производится выбор основных решений по конструкциям теплопроводов и способам их прокладки, а также определение стоимости и затрат основных материалов по укрупненным показателям.

Выбор конструкции тепловых сетей и способов прокладки при составлении схем теплоснабжения производится с учетом гидрогеологических условий и перспектив градостроительства.

Тепловые сети проектируют, как правило, в две стадии: проектное задание и рабочие чертежи.

Проектное задание тепловых сетей города или отдельного района выполняется на основании схемы теплоснабжения, разрабатываемой на определенный расчетный период. Проектное задание тепловых сетей от существующих или ранее запроектированных тепловых сетей разрабатывается на основании утвержденного технического задания на проектирование.

Рабочие чертежи разрабатываются по утвержденному проектному заданию.

Основными исходными данными для проектирования конструкций тепловых сетей являются:

а) план трассы теплопроводов, выполненный на геодезической основе с нанесенными на ней подземными коммуникациями и наземными сооружениями;

б) профиль трассы с нанесенными на нем гидрогеологическими данными и пересекаемыми подземными коммуникациями и сооружениями.

При проектировании тепловых сетей широко применяются типовые проекты конструкций и деталей или повторно используемые наиболее экономичные решения.

Трасса городских тепловых сетей проектируется как по проездам, так и по кварталам города. В пределах проезда трасса тепловых сетей, прокладываемых в самостоятельных конструкциях, выбирается, как правило, в зеленой зоне. При выборе трассы тепловых сетей необходимо учитывать преимущество совместной прокладки теплопроводов с другими трубопроводами и кабелями в общем городском коллекторе.

Общее направление трассы магистральных тепловых сетей должно приниматься с учетом ее минимальной протяженности и прокладки в районах с наиболее плотной тепловой нагрузкой.

Следует избегать размещения трассы на проездах с усовершенствованным дорожным покрытием и интенсивным движением транспорта. При трассировке тепловых сетей в новых районах массовой застройки и по незастраиваемым территориям следует избегать пересечения рек, оврагов и заболоченных мест, так как это связано с необходимостью возведения специальных сооружений.

Выбор трассы и способов прокладки тепловых сетей должен производиться с учетом указаний СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» Нормы проектирования улиц, дорог и площадок населенных мест, планировки и застройки населенных.

Расстояния трассы тепловых сетей до других сооружений и параллельно проложенных коммуникаций должно обеспечивать сохранность этих сооружений и коммуникаций, как при строительстве, так и в период эксплуатации.

Минимальные расстояния в плане от конструкций тепловых сетей до инженерных сетей и сооружений приведены в СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»

Заглубление тепловых сетей от поверхности земли до верха перекрытия каналов, туннелей и конструкций при бесканальной прокладке должно быть не менее:

— при наличии дорожного покрытия — 0,5 м,

— при отсутствии дорожного покрытия — 0,7 м.

Расстояние в свету от перекрытия каналов и туннелей до подошвы рельса железнодорожных и трамвайных путей должно быть не менее 1 м.

Минимальные расстояния по вертикали от тепловых сетей до других инженерных сооружений в местах пересечения принимаются так же по СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»

Уклон тепловых сетей принимается не менее:

а) при подземной прокладке и отсутствии грунтовых вод и надземной прокладке — 0,002;

б) при подземной прокладке в зоне грунтовых вод с попутным фильтрующим дренажем — 0,003;

в) при подземной прокладке в просадочных грунтах — 0,02.