Проходные туннели и полупроходные каналы. Помимо расчета на эксплуатационные нагрузки сборные железобетонные элементы нуждаются в проверке прочности на действие собственного веса в процессе монтажа и при транспортировании. Однако ввиду относительно малых линейных размеров и веса сборных деталей в большинстве случаев подобная проверка не требуется.

Исключение составляют сборные железобетонные мачты эстакад, колонны и стойки проходных коллекторов. Как правило, стыки железобетонных элементов сборных конструкций теплосетей замоноличиваются до передачи на конструкции эксплуатационных расчетных нагрузок, т. е. до их засыпки грунтом. Поэтому расчетные схемы не предусматривают шарнирного членения конструкций в местах стыковых элементов, кроме сечений на стыке плит перекрытия со стенами.

Конструкции туннелей и каналов рассчитываются как двух-шарнирная П-образная рама. Согласно схемам нагрузок, приведенным на рисунках максимальный изгибающий момент в съемных плитах перекрытия и в днище возникает при установке задней оси автомашины над перекрытием, как это показано на схеме I.

Схемы нагрузок, действующих на перекрытие, стенки и дно одноячейковых туннелей

Максимальный момент в стенке возникает при нагрузке, соответствующей схеме II. Изгибающий момент с отрицательным знаком может действовать в днище канала при наибольшем одновременном нагружении обеих стенок, как это показано на схеме III. Угловые сечения рамы и стыки сборных элементов рекомендуется проверять на прочность при действии односторонней нагрузки по схеме IV, которая возможна в процессе производства работ по засыпке канала или в результате засыпки грунтом неодинаковой плотности.