Стыковые швы имеют большую протяженность и являются основным местом проникновения грунтовых вод внутри каналов. На это указывает опыт эксплуатации подземных тепловых сетей. В стенках каналов и тоннелей может быть рекомендован вертикальный стыковой шов, представленный на рисунке.

Уплотнение стыковых швов в стенках каналов

1 — стыкуемые стенки;

2 — уплотнительный материал (заливка горячей мастикой)

В водонасыщенных грунтах и на затапливаемых участках трассы стыки должны выполняться водонепроницаемыми, что недостижимо при заделке швов цементным раствором. Надежную герметизацию достигают заливкой в швы горячей битумной мастики следующего состава (по массе): битум БН-V — 76%; резиновая крошка — 12%, остальное — волокнистый наполнитель (асбест). Может быть использована мастика заводского изготовления марок МБРР-100 и МБР-160.

На участках трассы с умеренно-влажными песчаными грунтами для заделки швов рекомендуется раствор, составленный на специальном расширяющемся цементе марки ВБЦ (водостойкий безусадочный цемент) или расширяющемся быстросхватывающемся цементе марки ВРЦ (водостойкий расширяющийся цемент). При их твердении не наблюдаются усадка и усадочные трещины.

Конструкции стыковых швов для днища каналов и тоннелей представлены на рисунке.

В водонасыщенных грунтах заделку швов выполняют горячей битумной мастикой. При отсутствии грунтовых вод заделку швов выполняют раствором на расширяющемся цементе.

Уплотнение стыковых швов в днище каналов

а — стык для уплотнение заливкой горячей мастикой

б — стык для замоноличивания бетоном (с выпуском концов арматуры)

1 — бетонная подготовка

2 — цементная стяжка

3 — стыкуемые плиты днища

4 — стыкуемые стержни арматуры

5 — заделка бетоном (на водонепроницаемом цементе)

6 — мастика

Плиты перекрытия и их стыки при заглублении 0,5-0,8 м от поверхности испытывают большие динамические нагрузки от автотранспорта. Поэтому для сохранения необходимой прочности и герметичности заделываемых стыков следует применять материалы, обладающие повышенной механической прочностью и пластичностью. Этим требованиям полностью удовлетворяют герметики: листовой пластифицированный поливинилхлорид (ПВХ), шланги из ПВХ, поробит, изготовляемый из полиуретанового поропласта в виде жгутов круглого и прямоугольного сечений. Эти герметики способны прочно приклеиваться (с помощью напритового клея 88-Н) к бетонным поверхностям плит перекрытия. Несколько уступает поробиту по механической прочности герметик пороизол, изготовляемый прессованием с резиновой крошкой и нефтяными остатками.

На рисунке представлены рекомендуемые конструкции стыков плит в перекрытиях с уплотнением герметиками.

Уплотнение стыковых швов в плитах перекрытий каналов

а — стык с уплотнением жгутом круглого сечения

б — стык с уплотнением поробитом

1 — стыкуемые плиты

2 — жгут из поропласта

3 — жгут из поробита

4 — мастика

При стыковке плит днища со стенками сборных полупроходных каналов надежное и герметичное соединение позволяют получить конструкции, представленные на рисунке.

Уплотнение стыков стенок каналов с днищем

а — стенка имеет уступ;

6 — плита днища имеет борт;

в — самоуплотняющийся стык;

1 — плита днища;

2 — пленка ПВХ;

3 — бетонная подготовка;

4 — стенка;

5 — уплотняющая прокладка из ленты ПВХ или резины;

6 — стяжка на водонепроницаемом цементе

Для уплотнения в них использованы прокладки из пластичных материалов, шнуры и ленты из полиэтилена, полипропилена, полистирола, а также из резины. Стыки обладают способностью самоуплотнения, так как прокладки находятся в условиях постоянного сжатия под действием нагрузки грунтом.