При строительстве подземных переходов под путями железных и автомобильных дорог весьма часто прибегают к сооружению туннелей закрытым способом. Преимущество туннельного перехода состоит в том, что теплопроводы, проложенные в нем, доступны для осмотра и ремонта.

При этом в туннеле могут быть проложены совместно с теплопроводами и другие коммуникации. Наиболее освоенным в строительстве туннелей является способ щитовой проходки. При этом способе грунт разрабатывается под прикрытием круглой металлической оболочки щита, верхняя часть которого несколько выступает вперед для предотвращения попадания грунта внутрь щитового пространства.

Схема щита

1 — режущая часть;

2 — опорная часть;

3 — хвостовая часть;

4 — домкрат;

D — диаметр щита;

L — длина щита

Щит продвигается группой гидравлических домкратов, расположенных внутри щита по его периметру. Домкраты упираются в ранее выполненную обделку туннеля, которая состоит из отдельных блоков трапециевидной формы, изготовляемых из бетона или железобетона. Количество домкратов соответствует числу блоков в кольце обделки туннеля. Домкраты приводятся в действие насосом высокого давления.

Строительство туннельных переходов осуществляется в настоящее время щитами круглого сечения, основные показатели которых приведены в таблице.

Основные показатели щитов круглого сечения

Разработка грунта в забое производится главным образом вручную. Грунт погружается в специальные вагонетки и отвозится в рабочую шахту вручную или электрокарами. После укладки блоков обделки производится нагнетание цементного раствора за обделку туннеля.

В туннельных переходах, как правило, предусматривается внутренняя монолитная или сборная железобетонная рубашка.

Сечение туннеля, выполненного способом щитовой проходки с проложенными в нем теплопроводами, водопроводом и кабелями, приведено на рисунке.

Сечение туннеля с проложенными коммуникациями

1 — теплопроводы;

2 — кабели;

3 — водопровод;

4 — рубашка сборная;

5 — обделка