При проектировании городских тепловых сетей в районах нового строительства часто приходится прокладывать теплопроводы по пересеченному рельефу местности еще не спланированной территории. Переходы через овраги и небольшие реки обычно осуществляются путем прокладки теплопроводов по железобетонным эстакадам, которые впоследствии, при планировке территории, засыпаются грунтом.

Примером может служить монолитная железобетонная эстакада, построенная для прокладки теплопроводов диаметром 700 мм.

Железобетонная эстакада (продольный разрез по IIII)

1 — непроходной канал;

2 — линия планировки;

3 — железобетонный канал для труб;

4 — железобетонные балки перекрытия

Железобетонная эстакада

Эстакада состоит из опор и пролетного строения, представляющего собой канал, стенки которого служат несущей конструкцией.

Расчет эстакады ведется на собственный вес, вес грунта и временную нагрузку. Временная подвижная нагрузка принимается в виде колесной нагрузки НК-80. Расчет выполняется в соответствии с техническими условиями проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб.

Эстакада имеет шесть пролетов и общая ее длина составляет 48 м. Каждое пролетное строение состоит из двух железобетонных монолитных балок, связанных понизу плитой. Поверху балок уложены сборные железобетонные плиты, являющиеся перекрытием канала. По концам балки связаны монолитной прямоугольной рамой, обеспечивающей жесткость пролетного строения в поперечном направлении. Высота балок A30 см) принята по условию размещения теплопроводов внутри конструкции пролетного строения. Пролетное строение свободно опирается на верхние ригели опор.

Все железобетонные конструкции выполнены из бетона М-150. Сборные железобетонные плиты перекрытия укладываются на балки пролетного строения по слою цементного раствора. Швы между плитами заделываются цементным раствором.

Поверхность плит покрывается цементной стяжкой и слоем гидроизола на битуме, который защищается бетоном толщиной 5 см.

Сооружение монолитных железобетонных эстакад требует значительных сроков, что, как правило, приводит к задержке строительства тепловых сетей. Более приемлемы сборные железобетонные эстакады. Однако выполнение сборных эстакад затрудняется из-за отсутствия типовых сборных деталей, пригодных для применения в этих сооружениях.

В качестве примера приведена сборная эстакада для теплопроводов, запроектированная для пересечения долины реки.

Сборная железобетонная эстакада

Эта эстакада, имеющая значительную протяженность, только в первые годы эксплуатации будет открытой. В дальнейшем она должна быть засыпана до отметки планировки местности.

Высота засыпки, считая от поверхности земли, составит около 6—7 м.

Эстакада состоит из свайных опор с пролетом между ними 6 м, поперечных балок, служащих опорами для теплопроводов, и пролетного строения из железобетонных двутавровых прогонов, поверх которых уложены плиты перекрытия канала. Опора состоит из двух групп железобетонных свай (по 6 шт.), каждая из которых поверху объединена железобетонным монолитным ростверком, и поперечных балок. На опоры уложены продольные двутавровые железобетонные балки типовой конструкции, имеющие высоту 1,8 м и длину 6 м. Эти балки перекрыты железобетонными ребристыми плитами канала.

Скользящие опоры теплопроводов установлены на поперечные балки в местах расположения свайных опор.