В тепловых сетях на трубопроводах устраивают опорные конструкции двух типов — подвижные (свободные) и неподвижные (мертвые). Опоры служат для восприятия усилия от трубопроводов и передачи их на несущие конструкции или грунт, а также для обеспечения совместного перемещения труб и изоляции при температурных деформациях.

Опоры являются ответственными деталями трубопроводов. От конструктивного решения и качества выполнения опорных конструкции во многом зависит надежность работы тепловых сетей.

Подвижные опоры

Подвижные опоры служат для передачи веса трубопроводов и их изоляционных оболочек на несущие конструкции и обеспечения перемещений труб, происходящих вследствие изменения их длины при изменении температуры теплоносителя.

По принципу свободного перемещения различают подвижные опоры скользящие, катковые, шариковые и подвесные; их используют во всех типах прокладок, кроме бесканальных.

Скользящие опоры

Наиболее распространяемые, применяют независимо от горизонтальных перемещений трубопроводов при всех способах прокладки и для всех диаметров труб. Эти опоры просты по конструкции и надежны в эксплуатации.

Скользящие опоры для труб, прокладываемых в теплотрассах

В тепловых трассах трубопроводы опираются на строительные конструкции тепловых каналов — опорные подушки с помощью скользящих опор, исключающих истирание труб во время перемещения вследствие температурных изменений.

Варианты высоких и низких опор трубопроводов

а — низкие скользящие опоры (1 — направляющая; 2 — свободная)

б — высокая скользящая опора

в — катковая опора

Технические характеристики скользящих опор

Условный

проход Dy, мм

Наружный

диаметр DН

Высота Н, мм

Ширина В, мм

Длина опоры L, мм

Масса, кг

25

32

110

50

150

0,7

32

38

110

50

150

0,7

40

45

110

50

150

0,7

50

57

110

60

200

0,95

65

76

115

70

200

1,14

80

89

115

80

200

1,3

Опоры трубопроводов скользящие высотой 100, 150, 200 мм (серия 4.903-10, выпуск 5)

Условный проход труб Dy, мм

Обозначение

Длина опоры L, мм

Max допустимое осевое тепловое перемещение трубопровода, мм

25-150

Т13.01—Т13.12

170

90

Т14.01—Т14.12

340

260

175-600

Т13.13—Т13.39

170

90

Т14.13—Т14.39

340

260

Т15.01—Т15.27

680

600

700-1400

Т14.40—Т14.57

340

220

Т15.28—Т15.45

680

560

Опоры трубопроводов скользящие диэлектрические высотой 100, 150, 200 мм (серия 4.903-10, выпуск 5)

Условный проход труб Dy, мм

Обозначение

Длина опоры L, мм

Max допустимое осевое тепловое перемещение трубопровода, мм

75-350

Т16.01—Т16.15

170

90

Т17.01—Т17.15

340

260

Т18.01—Т18.15

680

600

350-600

Т16.16—Т16.30

170

90

Т17.16—Т17.30

340

260

Т18.16—Т18.30

680

600

700-1400

Т17.31—Т17.48

340

220

Т18.31—Т18.48

680

560

Пример обозначения скользящей опоры для трубопроводов: DH = 76 мм, Н = 100 мм; опора скользящая 76Т13.04.

Диэлектрические скользящие опоры

Они предназначены для электроизоляции трубопроводов от влияния источников блуждающих токов. Эти опоры существуют двух типов: опора скользящая хомутовая и опора скользящая бугельная. Для электроизоляции применяют листовой паронит.

Скользящие опоры подразделяются на низкие (90 мм) и высокие (140 мм). Низкие опоры используют для трубопроводов с теплоизоляцией толщиной до 80 мм, они имеют плоскость скольжения непосредственно у тела трубы. В местах расположения должна быть снята тепловая изоляция. Высокие опоры применяются для трубопроводов с теплоизоляцией толщиной более 80 мм. Они имеют плоскость скольжения ниже поверхности теплоизоляции, и поэтому нет необходимости ее нарушать.

При монтаже трубопроводов скользящие опоры приваривают к трубам и устанавливают на железобетонные подушки, в верхней части которых заделываются стальные полосы для уменьшения сил трения и истирания и обеспечения беспрепятственного скольжения стальных опор. Размеры подушек в плане и их армирование определяют расчетом на прочность из условий передачи нагрузки от труб с изоляцией и теплоносителем через бетонное дно канала на грунт.

Катковые опоры (качения)

Применяют для труб диаметром 200 мм и более при осевом перемещении труб при прокладке в тоннелях, на кронштейнах, на отдельно стоящих опорах и эстакадах.

Применение катковых опор в непроходных каналах нецелесообразно, так как они быстро корродируют (коррозириют). Катковые опоры надежно работают на прямолинейных участках сети. Установка катковых опор на криволинейных участках не рекомендуется. В этом случае применяют шариковые опоры, которые, как и катковые, используют при прокладке в тоннелях.

Неподвижные опоры

Неподвижные опоры (НО) являются ответственной строительной конструкцией, обязательной для всех канальных и бесканальных тепловых сетей. Неподвижные опоры служат для распределения удлинений трубопроводов и восприятия усилий от температурных деформаций и внутреннего давления путем закрепления трубопровода в отдельной точке относительно каналов или несущих конструкций. Размещают неподвижные опоры между компенсаторами и участками трубопроводов с естественной компенсацией температурных удлинений таким образом, чтобы между каждыми двумя компенсаторами была одна неподвижная опора, а между двумя неподвижными опорами находился один компенсатор. В зависимости от принятого способа компенсации температурного удлинения труб конструкции компенсирующих устройств, усилия, действующие на неподвижную опору, могут изменяться в очень больших пределах. В тепловых сетях широкое распространение получили так называемые щитовые неподвижные опоры с приварными упорами-косынками к трубам, выполняемые по типовым чертежам.

Так, для непроходных каналов и бесканальной прокладки конструкцию индустриальной щитовой опоры выполняют в виде железобетонных щитов с заделанными в них изолированными элементами.

Щитовая неподвижная опора при установке

а — в непроходном канале;

б — в бесканальной теплотрассе;

1 — железобетонная щитовая стенка;

2 — асбестовая прокладка;

3 — лобовая опора;

4 — перекрытие;

5 — дренажное отверстие;

6 — дно канала;

7 — опорная бетонная подушка;

8 — отверстие для дренажной трубы

Разработана конструкция неподвижной опоры, в которой между телом железобетонного щита и рабочей трубой имеется воздушный зазор, что позволяет нанести на рабочую трубу антикоррозионное покрытие, а также исключить контакт поверхности трубы с влажным массивом бетона.