В тепловых сетях на трубопроводах устраивают опорные конструкции двух типов — подвижные (свободные) и неподвижные (мертвые). Опоры служат для восприятия усилия от трубопроводов и передачи их на несущие конструкции или грунт, а также для обеспечения совместного перемещения труб и изоляции при температурных деформациях.
Опоры являются ответственными деталями трубопроводов. От конструктивного решения и качества выполнения опорных конструкции во многом зависит надежность работы тепловых сетей.
Подвижные опоры
Подвижные опоры служат для передачи веса трубопроводов и их изоляционных оболочек на несущие конструкции и обеспечения перемещений труб, происходящих вследствие изменения их длины при изменении температуры теплоносителя.
По принципу свободного перемещения различают подвижные опоры скользящие, катковые, шариковые и подвесные; их используют во всех типах прокладок, кроме бесканальных.
Скользящие опоры
Наиболее распространяемые, применяют независимо от горизонтальных перемещений трубопроводов при всех способах прокладки и для всех диаметров труб. Эти опоры просты по конструкции и надежны в эксплуатации.
Скользящие опоры для труб, прокладываемых в теплотрассах
В тепловых трассах трубопроводы опираются на строительные конструкции тепловых каналов — опорные подушки с помощью скользящих опор, исключающих истирание труб во время перемещения вследствие температурных изменений.
Варианты высоких и низких опор трубопроводов
а — низкие скользящие опоры (1 — направляющая; 2 — свободная)
б — высокая скользящая опора
в — катковая опора
Технические характеристики скользящих опор
Условный проход Dy, мм | Наружный диаметр DН | Высота Н, мм | Ширина В, мм | Длина опоры L, мм | Масса, кг |
25 | 32 | 110 | 50 | 150 | 0,7 |
32 | 38 | 110 | 50 | 150 | 0,7 |
40 | 45 | 110 | 50 | 150 | 0,7 |
50 | 57 | 110 | 60 | 200 | 0,95 |
65 | 76 | 115 | 70 | 200 | 1,14 |
80 | 89 | 115 | 80 | 200 | 1,3 |
Опоры трубопроводов скользящие высотой 100, 150, 200 мм (серия 4.903-10, выпуск 5)
Условный проход труб Dy, мм | Обозначение | Длина опоры L, мм | Max допустимое осевое тепловое перемещение трубопровода, мм |
25-150 | Т13.01—Т13.12 | 170 | 90 |
Т14.01—Т14.12 | 340 | 260 | |
175-600 | Т13.13—Т13.39 | 170 | 90 |
Т14.13—Т14.39 | 340 | 260 | |
Т15.01—Т15.27 | 680 | 600 | |
700-1400 | Т14.40—Т14.57 | 340 | 220 |
Т15.28—Т15.45 | 680 | 560 |
Опоры трубопроводов скользящие диэлектрические высотой 100, 150, 200 мм (серия 4.903-10, выпуск 5)
Условный проход труб Dy, мм | Обозначение | Длина опоры L, мм | Max допустимое осевое тепловое перемещение трубопровода, мм |
75-350 | Т16.01—Т16.15 | 170 | 90 |
Т17.01—Т17.15 | 340 | 260 | |
Т18.01—Т18.15 | 680 | 600 | |
350-600 | Т16.16—Т16.30 | 170 | 90 |
Т17.16—Т17.30 | 340 | 260 | |
Т18.16—Т18.30 | 680 | 600 | |
700-1400 | Т17.31—Т17.48 | 340 | 220 |
Т18.31—Т18.48 | 680 | 560 |
Пример обозначения скользящей опоры для трубопроводов: DH = 76 мм, Н = 100 мм; опора скользящая 76Т13.04.
Диэлектрические скользящие опоры
Они предназначены для электроизоляции трубопроводов от влияния источников блуждающих токов. Эти опоры существуют двух типов: опора скользящая хомутовая и опора скользящая бугельная. Для электроизоляции применяют листовой паронит.
Скользящие опоры подразделяются на низкие (90 мм) и высокие (140 мм). Низкие опоры используют для трубопроводов с теплоизоляцией толщиной до 80 мм, они имеют плоскость скольжения непосредственно у тела трубы. В местах расположения должна быть снята тепловая изоляция. Высокие опоры применяются для трубопроводов с теплоизоляцией толщиной более 80 мм. Они имеют плоскость скольжения ниже поверхности теплоизоляции, и поэтому нет необходимости ее нарушать.
При монтаже трубопроводов скользящие опоры приваривают к трубам и устанавливают на железобетонные подушки, в верхней части которых заделываются стальные полосы для уменьшения сил трения и истирания и обеспечения беспрепятственного скольжения стальных опор. Размеры подушек в плане и их армирование определяют расчетом на прочность из условий передачи нагрузки от труб с изоляцией и теплоносителем через бетонное дно канала на грунт.
Катковые опоры (качения)
Применяют для труб диаметром 200 мм и более при осевом перемещении труб при прокладке в тоннелях, на кронштейнах, на отдельно стоящих опорах и эстакадах.
Применение катковых опор в непроходных каналах нецелесообразно, так как они быстро корродируют (коррозириют). Катковые опоры надежно работают на прямолинейных участках сети. Установка катковых опор на криволинейных участках не рекомендуется. В этом случае применяют шариковые опоры, которые, как и катковые, используют при прокладке в тоннелях.
Неподвижные опоры
Неподвижные опоры (НО) являются ответственной строительной конструкцией, обязательной для всех канальных и бесканальных тепловых сетей. Неподвижные опоры служат для распределения удлинений трубопроводов и восприятия усилий от температурных деформаций и внутреннего давления путем закрепления трубопровода в отдельной точке относительно каналов или несущих конструкций. Размещают неподвижные опоры между компенсаторами и участками трубопроводов с естественной компенсацией температурных удлинений таким образом, чтобы между каждыми двумя компенсаторами была одна неподвижная опора, а между двумя неподвижными опорами находился один компенсатор. В зависимости от принятого способа компенсации температурного удлинения труб конструкции компенсирующих устройств, усилия, действующие на неподвижную опору, могут изменяться в очень больших пределах. В тепловых сетях широкое распространение получили так называемые щитовые неподвижные опоры с приварными упорами-косынками к трубам, выполняемые по типовым чертежам.
Так, для непроходных каналов и бесканальной прокладки конструкцию индустриальной щитовой опоры выполняют в виде железобетонных щитов с заделанными в них изолированными элементами.
Щитовая неподвижная опора при установке
а — в непроходном канале;
б — в бесканальной теплотрассе;
1 — железобетонная щитовая стенка;
2 — асбестовая прокладка;
3 — лобовая опора;
4 — перекрытие;
5 — дренажное отверстие;
6 — дно канала;
7 — опорная бетонная подушка;
8 — отверстие для дренажной трубы
Разработана конструкция неподвижной опоры, в которой между телом железобетонного щита и рабочей трубой имеется воздушный зазор, что позволяет нанести на рабочую трубу антикоррозионное покрытие, а также исключить контакт поверхности трубы с влажным массивом бетона.
Хороший сайт!Удачно вам развиваться!
комментарии закрыты.