При необходимости перехода теплопроводами небольших рек наиболее приемлемым решением является сооружение дюкеров из стальных труб (футляров).

Например, переход двух теплопроводов диаметром 630 мм через водоотводный канал р. Москвы осуществлен при помощи двух дюкеров из труб диаметром 1020 мм.

Подводный переход теплопроводов в дюкерах

1 — береговая камера;

2 — стальные трубы dy=1000 мм;

3 — теплопроводы dy=600 мм;

4 — бетонная неподвижная опора;

5 — железобетонные грузы

Обе нитки дюкеров уложены параллельно друг другу с уклоном 0,003 в сторону одной из набережных, в одной траншее, с расстоянием между осями 1,85 м: Каждая нитка перехода состоит из наружной трубы (футляра) диаметром 1020 мм и внутренней (теплопровода) диаметром 630 мм.

Для предохранения от всплытия футляры пригружены железобетонными грузами.

Для равномерного распределения перемещений футляра от температурных удлинений в середине перехода установлена неподвижная бетонная опора.

На набережных по концам футляров установлены две береговые железобетонные камеры.

Монтаж трубопроводов производился на стапеле и состоял из сварки теплопроводов и футляров, а также накладки тепловой изоляции на теплопроводы и антикоррозийной изоляции на футляры. Тепловая изоляция состояла из минеральной ваты с асбестоцементной коркой по металлической сетке. Антикоррозийное покрытие футляров выполнялось из одного слоя праймера, двух слоев битумной мастики, одного слоя гидроизола, двух слоев битумной мастики, одного слоя гидроизола и двух слоев битумной эмали. Смонтированные на стапеле футляры с заглушёнными концами спускались на воду и буксировались к месту укладки.

Укладка футляров производилась поочередно на отсыпанные на дне траншеи гравийные призмы.

После укладки обоих трубопроводов (футляров), под них производилась подбивка песчаного грунта и пригрузка футляров железобетонными грузами. Величина дополнительной пригрузки определялась исходя из плавучести футляров при вынутых теплопроводах (в случае необходимости замены их при эксплуатации) . Следует указать, что при проектировании перехода была предусмотрена возможность замены проложенных в футлярах теплопроводов.

К недостаткам этого типа переходов следует отнести меньшую надежность работы теплопроводов по сравнению с проложенным в проходном туннеле.

Для обеспечения гарантии бесперебойного теплоснабжения потребителей можно рекомендовать укладку третьей, резервной нитки дюкера, что приведет, однако, к удорожанию перехода на 20—30%.