По материалу из Википедии, дюкер — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. При необходимости перехода теплопроводами небольших рек наиболее приемлемым решением является сооружение дюкеров из стальных труб (футляров). О чем мы сейчас и будем говорить.
Например, переход двух теплопроводов диаметром 630 мм через водоотводный канал р. Москвы осуществлен при помощи двух дюкеров из труб диаметром 1020 мм.
Подводный переход теплопроводов в дюкерах
1 — береговая камера;
2 — стальные трубы dy=1000 мм;
3 — теплопроводы dy=600 мм;
4 — бетонная неподвижная опора;
5 — железобетонные грузы
Особенности монтажа дюкера. Обе нитки дюкеров уложены параллельно друг другу с уклоном 0,003 в сторону одной из набережных, в одной траншее, с расстоянием между осями 1,85 м. Каждая нитка перехода состоит из наружной трубы (футляра) диаметром 1020 мм и внутренней (теплопровода) диаметром 630 мм.
Для предохранения от всплытия футляры пригружены железобетонными грузами.
Для равномерного распределения перемещений футляра от температурных удлинений в середине перехода установлена неподвижная бетонная опора.
На набережных по концам футляров установлены две береговые железобетонные камеры, так называемые камеры дюкера.
Монтаж дюкера трубопроводов производился на стапеле и состоял из сварки теплопроводов и футляров, а также накладки тепловой изоляции на теплопроводы и антикоррозийной изоляции на футляры. Тепловая изоляция состояла из минеральной ваты с асбестоцементной коркой по металлической сетке. Антикоррозийное покрытие футляров выполнялось из одного слоя праймера, двух слоев битумной мастики, одного слоя гидроизола, двух слоев битумной мастики, одного слоя гидроизола и двух слоев битумной эмали. Смонтированные на стапеле футляры с заглушёнными концами спускались на воду и буксировались к месту укладки.
Укладка футляров производилась поочередно на отсыпанные на дне траншеи гравийные призмы.
После укладки обоих трубопроводов (футляров), под них производилась подбивка песчаного грунта и пригрузка футляров железобетонными грузами. Величина дополнительной пригрузки определялась исходя из плавучести футляров при вынутых теплопроводах (в случае необходимости замены их при эксплуатации) . Следует указать, что при проектировании дюкера (перехода) была предусмотрена возможность замены проложенных в футлярах теплопроводов.
К недостаткам этого типа переходов следует отнести меньшую надежность работы теплопроводов по сравнению с проложенным в проходном туннеле.
Для обеспечения гарантии бесперебойного теплоснабжения потребителей можно рекомендовать укладку третьей, резервной нитки дюкера, что приведет, однако, к удорожанию перехода на 20—30%. Вот такие вот особенности при прокладке дюкеров.