Необходимость в сооружении специальных мостовых переходов для прокладки теплопроводов возникает при пересечении трассой тепловых сетей железных дорог и рек.

Прибегать к строительству мостового перехода при пересечении железной дороги приходится в случае неблагоприятных гидрогеологических условий или значительной длины перехода, при большом количестве путей.

В качестве примера мостового перехода через водное препятствие приведен железобетонный мост пролетом 32 м через водоотводной канал р. Москвы, предназначенный для прокладки двух теплопроводов диаметром 500 мм и использованный для пешеходного движения.

Арочный мост через водоотводный канал для прокладки теплопроводов

1 — сборные железобетонные элементы арок;

2 — верхние сборные плиты;

3 — нижние сборные плиты

Железобетонный мост имеет арочное очертание и рассчитан как трехшарнирная арка.

Арка моста коробчатого сечения размером 3300х1250 мм состоит из двух корытообразных сборных железобетонных элементов («стенок), объединенных плитами верхнего и нижнего поясов. Нижние плиты устанавливаются по кривой арки и замоноличиваются со стенками. Верхние плиты также замоноличиваются со стенками, за исключением плит средней, части пролета, которые снимаются во время ремонта теплопроводов.

Высота сечения арки принята по конструктивным соображениям из условия размещения труб теплосети внутри пролетного строения.

Устои выполнены из монолитного железобетона с применением гидротехнического бетона М-300 в верхней части и М-200 в нижней части. Верхняя часть устоя — пустотелая, соединяющаяся с полупроходным каналом теплосети. Трубы теплосети из устоя переходят в пролетное строение, располагаясь в нем по кривой хордами длиной по 5 м. Помещение в устое дает возможность обслуживать теплопроводы при эксплуатации. Сверху ключа арки имеется люк для обслуживания воздушных кранов теплопроводов. По пролетному строению уложены ступени лестницы, бордюрные камни и асфальтовое покрытие.

Общий вид арочного моста

На рисунках приведен проект мостового перехода через железнодорожные пути.

Мостовой переход через железнодорожные пути (продольный разрез)

1 — опоры моста;

2 — пролетное строение;

3 — неподвижная опора;

4 — скользящие опоры;

5 — пружинные опоры

Мостовой переход через железнодорожные пути (разрезы)

Через четыре пути магистральной железной дороги запроектирован мост с двумя пролетами 17 и 15,5 м. Пролетное строение— металлические фермы, которые опираются на две крайние металлические опоры (колонны) и одну среднюю, установленную в междупутье. Крайние колонны опираются на бетонные фундаменты, объединенные с шахтами для стояков теплопроводов диаметром 700 мм. Средняя колонна установлена на железобетонном ростверке, опирающемся на железобетонные сваи. Теплопроводы опираются на среднюю и крайние опоры моста и четыре опоры, установленные в пролете ферм. Средняя мостовая опора служит неподвижной опорой теплопроводов.

Для компенсации температурных удлинений теплопроводов используются примыкающие участки и вертикальные плечи в местах подъема труб на мост. Вертикальные плечи теплопроводов заключаются в металлический короб из кровельной стали.

Тепловая изоляция теплопроводов выполняется из минеральной ваты с устройством покровного слоя из асбестоцементной штукатурки по металлической сетке.

Крайние опоры моста рассчитываются на собственный вес конструкции пролетного строения, вес теплопроводов (с водой и изоляцией) и горизонтальные усилия трения теплопроводов в скользящих опорах.