В настоящее время распространены шнековые установки горизонтального бурения типа УГБ, позволяющие одновременно бурить скважину, прокладывать в ней трубу и непрерывно удалять из нее грунт. Такие установки применяют для трубопроводов диаметром 3251420 мм при длине бестраншейной прокладки 40—60 м.

Бурение скважины производится фрезерной режущей головкой, а удаление поступающего из скважины грунта — шнековым контейнером. Перед началом работы кран—трубоукладчик устанавливает буровую установку на прокладываемую трубу с креплением установки хомутами. На раме установки находятся двигатель внутреннего сгорания с трансмиссией, приводящей в действие шнек и полиспаст. К шнеку спереди прикреплена фрезерная головка. При бурении в образующуюся скважину одновременно с помощью лебедки и полиспаста продвигается труба. Все элементы установки действуют синхронно до выхода переднего конца трубы в приемный котлован; тогда машину отсоединяют от трубы и кран поднимает ее из котлована. Наращивание отдельных труб до расчетной длины прокладываемого бестраншейного участка трубопровода выполняют, предварительно оснастив каждую дополнительную трубу (или секцию) изнутри шнековыми транспортерами.

После ввода в скважину первой секции трубы машину с нее снимают, на опорные тележки ставят вторую секцию трубы, а затем соединяют шнеки этих секций, снова устанавливают машину и продолжают бурение. Аналогично производят дальнейшее наращивание трубопровода.

Недостатками этих трех способов бестраншейной прокладки трубопровода являются истирание и порча изоляционных слоев при его перемещении. Поэтому часто (при бестраншейной прокладке газопровода всегда) сначала в скважину пропускают не рабочий трубопровод, а футляр — стальные трубы несколько боль­шего диаметра. После окончания работ по прокладке футляра в него с помощью лебедки протягивается заранее сваренная и изолированная плеть рабочего трубопровода.

Прокладка трубопроводов способом горизонтального бурения

1 — режущая головка;

2 — упорный якорь;

3 — полиспаст;

4 — шнек;

5 — рама;

6 — лебедка;

7 — карданный вал;

8 — двигатель внутреннего сгорания;

9 — вал привода шнека;

10 — хомуты;

11 — прокладываемая труба;

12 — кран—трубоукладчик;

13 — опорные тележки