Правила устройства, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов

0
Просмотров: 3 863 views

Вот и пришло время поговорить про “Правила устройства, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов”. Данные правила были составлены Главной Государственной инспекцией Котлонадзора. Издаются на основании Положения об Инспекции Котлонадзора НКТП, утвержденного постановлением СНК СССР от 21/VIII 1937 г. За №1425, и разрешения Экономсовета при СНК СССР от 31/X 1940 г. За №130-773. Срок внедрения с 13 ноября 1940 г. Конечно, они сейчас уже не актуальны в 21 веке, но все же интересно знать особенности развития данных правил.

I. Общие положения

  1. Настоящие правила распространяются на все стационарные и подвижные паровые котлы, пароперегреватели и водяные экономайзеры для паровых котлов, кому бы они ни принадлежали, за изъятиями, указанными в ст. 3.
  2. Паровыми котлами считаются все закрытые приборы, обогреваемые горячими газами и служащие для получения водяного пара с абсолютным давлением более одной атмосферы, используемого вне самого прибора.

Примечание: Аккумуляторы пара и испарители подлежат действию правил о сосудах, работающих под давлением.

  1. Настоящие правила не распространяются:

а) на подведомственные НКПС паровозные и вагонные котлы, пароперегреватели и экономайзеры;

б) на паровые котлы, пароперегреватели и водяные экономайзеры на морских и речных судах, снарядах и иных плову чих средствах;

в) на котлы, установленные на самолетах и автомобилях;

г) на паровые котлы с давлением не свыше 0,7 ати, подлежащие действию особых правил;

д) на паровые котлы электрические, подлежащие действию особых правил.

  1. К стационарным паровым котлам относятся котлы, которые требуют для установки постоянного фундамента.

К подвижным паровым котлам относятся такие котлы, которые не требуют для установки постоянного фундамента.

Если подвижной котел устанавливается для работы в постоянном помещении, то как помещение котла, так и ус­тановка последнего подчиняются соответствующим требованиям настоящих правил.

  1. Пароперегревателями считаются все закрытые обогреваемые приборы, служащие для повышения температуры пара.

Примечание: Первичные пароперегреватели прямоточных котлов рассматриваются, как неразрывное целое с котлом и на них распространяются правила, установленные для паровых котлов.

  1. Водяными экономайзерами считаются все закрытые приборы, обогреваемые горячими газами, отходящими из котла или другого устройства, и служащие для повышения температуры воды, питающей паровой котел с давлением более 1 атмосферы по манометру.

Примечание: Экономайзеры, представляющие собой невыключаемую часть котла, рассматриваются как одно неразрывное целое с котлом и на в их распространяются правила, установленные для паровых котлов, а не экономайзеров.

II. Паровые котлы

  1. Материал и конструкций паровых котлов

7. Материал для изготовления и ремонта паровых котлов должен удовлетворять соответствующим ОСТ.

Применение чугуна для изготовления частей котла и его арматуры не допускается за исключением следующих случаев: чугун по ОСТ 8827 не ниже СЧ-32 может применяться на стороне насыщенного пара лишь для изготовле­ния предохранительных клапанов давлением до 13 ати, паровых вентилей, питательных клапанов и спускных задвижек с диаметром не более 150 мм и давлением до 33 ати.

Котлы, построенные и установленные до 1933 г., при максимальном рабочем давлении пара в 6 ати могут иметь неомываемые продуктами горения следующие чугунные детали; штуцеры, патрубки, колена, крышки и днища круглого или овального сечения. При смене чугунных деталей должны устанавливаться стальные.

Сварка допускается при изготовлении и ремонте паровых котлов при условии выполнения всех требований «Правил по применению сварки при проектировании и изготовлений паровых котлов и сосудов, работающих под давлением свыше 0,7 ати, утвержденных 11/VII 1939 г. и «Правил испытания электро- и газосварщиков для допущения их к ответственным сварочным работам», утвержденных 24/1 1940 г.

Расчет прочности котлов должен проводиться в соответствии с нормами, издаваемыми Главной государственной инспекцией Котлонадзора НКЭС.

При изготовлении котлов Инспекция Котлонадзора проводит технический контроль за изготовлением, согласно особой инструкции Главной государственной инспекции Котлонадзора НКЭС.

  1. Наинизший уровень воды в паровом котле должен быть не менее чем на 100 мм выше наивысшей линии соприкосновения стенок котла с продуктами горения.

Настоящая статья не распространяется:

а) на котлы, поверхность нагрева которых образована исключительно поверхностью водяных труб с наружным диаметром не более 103 мм;

б) на вертикальные газотрубные и водотрубные котлы, которые имеют трубы, отводящие газы в самом корпусе котла.

Котлы, указанные в п. “б”, должны иметь наинизший уровень воды выше неба топки по крайней мере на 100 мм.

  1. Если при данной конструкции котла (например, жаротрубные котлы с выносной или нефтяной топкой) возможен перегрев стенки котла вследствие недостаточного ее охлаждения, то эта часть котла, особенно в местах швов, должна быть надежно изолирована.

Барабаны котлов с рабочим давлением свыше 22 ати должны быть защищены надежной изоляцией от воздейст­вия на них лучистой теплоты и горячих газов.

Барабаны водотрубных котлов с рабочим давлением до 22 ати от воздействия лучеиспускания также должны быть надежно изолированы, если не закрыты пакетом труб.

Конструкция вновь изготовляемого котла должна обеспечивать возможность теплового расширения отдельных элементов котла.

2. Арматура и гарнитура паровых котлов

10. Каждый паровой котел должен быть снабжен по крайней мере двумя не зависящими друг от друга предохранительными клапанами.

Один из числа полученных по расчету предохранительных клапанов (контрольный) должен иметь устройство, не позволяющее обслуживающему котел персоналу изменять нагрузку клапана.

  1. У стационарных котлов предохранительные клапаны должны быть рычажные.

По согласованию с Инспекцией Котлонадзора допускается установка предохранительных клапанов специальной конструкции — импульсных.

У подвижных котлов клапаны могут быть пружинные.

На котлах локомобильных, паровозных, вагонных и судовых, установленных стационарно, клапаны могут быть пружинные.

  1. Нагрузка клапанов должна быть такова и клапаны должны быть рассчитаны и отрегулированы таким образом, чтобы давление пара в котле не могло повышаться в котлах с рабочим давлением до 7 ати более чем на 0,2 ати, а в котлах с рабочим давлением свыше 7 ати до 13 ати — более чем на 3% против допущенного рабочего давления.

В котлах с рабочим давлением свыше 13 ати до 100 ати во избежание частых открытий клапанов при колебаниях нагрузки, вызывающих их более быстрый износ и неплотность, нагрузка контрольных предохранительных клапанов должна быть отрегулирована на открытие клапанов при повышении давления на 3% от рабочего, остальных же клапанов на 5% от рабочего.

В котлах с рабочим давлением свыше 100 ати нагрузка контрольных предохранительных клапанов должна быть отрегулирована на открытие клапанов при повышении давления на 5% от рабочего, остальных же клапанов на 8% от рабочего.

Примечание: Увеличение нагрузки на предохранительные клапаны сверхустановленной в настоящей статье воспрещается.

При установке полноподъемных клапанов с высотой подъема не менее (1/4)*d давление пара в котле с момента открытия клапана до полного его подъема не должно повышаться еще дополнительно более чем на 3%.

В котлах прямоточных нагрузка предохранительных клапанов устанавливается таким образом, чтобы давление пара на выходе из котла не могло повышаться более чем на 10% против рабочего давления пара, измеряемого в этой точке.

  1. Сечение предохранительных клапанов для вновь изготовляемых котлов исчисляется по следующей формуле:

ndh = A*(D/P)

n — число установленных клапанов;

d — диаметр клапана в см;

h — высота подъема клапан